Спас В Силах

Модератор: ПредседателЬ

Ответить
Аватара пользователя
admin
Сообщения: 2044
Зарегистрирован: 14 окт 2011 19:27
Страна: Украина
Контактная информация:

Спас В Силах

Сообщение admin » 28 мар 2012 11:34

Изображение Изображение

Это образ Христа на престоле на фоне мандорлы с Силами Небесными и четырехконечной звезды с Символами Евангелистов. Это модификация образа Пантократора, представляющего образ второго пришествия Христа во Славе.
Иконография сформировалась на основе ветхозаветных пророческих видений (Иезекииль, Исайя) и Откровения Иоанна Богослова (IV, 2 – 9). Древнейшее изображение Спаса в Силах – в миниатюре XIв. Первый пример Спаса в Силах в иконе – центральный образ Деисиса Благовещенского собора Московского Кремля (Феофан Грек).
В XVв., веке высочайшего расцвета древнерусской иконописи, именно этот извод чаще всего избирали художники Москвы и срединной Руси для центральной иконы Деисиса.
Следуя изводу, все изображение вписано в алый прямоугольник - символ Земли, в углах которого тонкой линией изображены Ангел, лев, телец и орел – символы четырех евангелистов, несущих во все концы земли Благую весть о Спасителе и Его грядущем суде. Все существа держат Евангелия.
Внутри этого прямоугольника (четырехконечной звезды) голубой прозрачный овал – мандорла – сияние славы Христа. В центре этого овала стоит престол с восседающим на нем Судиёй; престол только намечен прозрачными линиями, что говорит о его нематериальности. Вокруг Христа – служащие ему ангельские чины – Силы Небесные: овал заполнен изображениями крылатых Серафимов и Херувимов, а у подножия престола в виде алых кругов с крыльями и глазами предстают Престолы, или Троны.
Последнее пришествие Христа произойдет в «огне пламенном», которым Он будет облачен как ризою. Поэтому фигуру Христа окружает алый ромб – знак огненной природы Божества («огнь поядающий») и его мощной творящей энергии. Этой энергии исполнен весь облик Вседержителя, одетого в пронизанные золотым свечением одежды (ассист). Последний Страшный Суд над миром творит Владыка Вселенной. Всеведущий и Всемогущий, Он принимает молитвы заступников – святых, стоящих слева и справа у его трона, и все молитвы, когда-либо вознесенные Ему грешными и страждущими. К ним обращена Его поднятая в благословении творящая десница. Окончательно и
безповоротно разделив добро и зло, Он вслед за Страшным Судом созидает новый и светлый мир – Новое Небо и Новую Землю. От Христа к углам четырехугольника исходит по три тройных золотых луча, оканчивающихся у границы овала. Это Божественные истоки, питающие евангельскую проповедь, а также нити Божественной Благодати, которыми творение удерживается около Бога и приводится к Нему.
Фигура Христа как бы накладывается на изображение духовных небес, а вместе они накладываются на символический знак Земли. Тварное бытие – невещественное (духовное небо) и вещественное (Земля) – пронизывает единство Божественной Любви (энергии, благодати), кото-рую символизируют тройные лучи, направленные в четыре стороны.
Икона указывает не только на грядущий Судный день, но и на то, что за ним последует – блаженная жизнь восьмого века (окончательное свершение Божия замысла о Его творении). Не случайно сочетание ромба с четырехугольником образует восьмиконечную звезду – знак будущего века.
Итак, идея Страшного Суда сочетается здесь с образом земли в новом, обоженном состоянии. Это обожение может быть достигнуто только через Христа, который и изображен в центре и на первом плане.
Сочетание тройных лучей перекликается с древнейшей монограммой Спасителя, повторяющей букву Х, начальную имени Христос.
Таким образом, икона открывает картину Царства Божия и мира, вошедшего в это Царство.
Изображение

Нравится у нас?! Делись с друзьями :)


Изображение Изображение Изображение

Ответить

Вернуться в «Каталог икон Иисуса Христа»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость