baner sobutija

Единородный Сын

Модератор: ПредседателЬ

Ответить
Аватара пользователя
admin
Сообщения: 2045
Зарегистрирован: 14 окт 2011 19:27
Страна: Украина
Контактная информация:

Единородный Сын

Сообщение admin » 28 мар 2012 10:54

Изображение Изображение

Единородный сыне - русская икона, отражающая особенности православного мировоззрения на Руси. Подобные иконы, получившие в литературе наименование «богословско-дидактические», отражают характерный для образованных слоев русского общества XVI в. рационалистический подход к вопросам веры, иллюстрируют попытки истолкования языком изобразительного искусства важнейших догматов Православной церкви. Созданные в кругу высших церковных иерархов — митр. Макария и протоиерея Благовещенского собора Сильвестра, они поразили новизной своих иконографических решений и вызвали ожесточенные споры, приведшие к созыву Церковного собора 1554. Догматическое оправдание новых иконных сюжетов, в число которых входила и композиция «Единородный Сыне», узаконило ее существование и иконографическую схему. В сер. XVI в. сюжет встречается на многочастных иконах (знаменитая «Четырехчастная» икона Благовещенского собора Московского Кремля), появляется в качестве отдельного изображения, входит в состав храмовых росписей (фреска Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря).
Иконография иконы основана на текстах литургии св. Иоанна Златоуста, Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова) и комментариях отцов Церкви. Смысл изображений поясняют надписи, размещенные на полях иконы. В центре композиции в круглом, поддерживаемом двумя ангелами ореоле, представлено второе лицо Троицы — Бог Слово, «Единородный Сын» Иисус Христос с развернутым свитком в руке. Над ним — Бог Отец (Саваоф), принимающий возносимый диск. По сторонам от Него — аллегорические изображения Солнца и Луны и две постройки — увенчанная куполом белокаменная церковь (слева) и олицетворяющая город архитектурная палата (справа). Вход в них охраняют два ангела, облаченные в белые одежды: левый — в священнических, правый — в придворных.
В нижней части иконы, отделенной от верхней изображением сцены «Христос во гробе», на фоне горок разворачивается шествие Смерти. Сидящая на белом апокалиптическом звере, с колчаном и стрелами за спиной, Смерть косит грешников, чьи тела безжалостно терзают звери и птицы. Неумолимую поступь Смерти награждает меч сидящего на кресте, орудии собственной смерти, Христа-воина. Его изображение, представленное на фоне темной пещеры (преисподней), господствует над фигурой поверженного, скованного архангелом Михаилом сатаны.
Описанная композиция, проникнутая идеей триумфа жизни над смертью, добра над злом, представляла собой иллюстрацию заключительного акта Божественного Домостроительства — возвращение Христа на небо в лоне отчее, воссоединение трех ипостасей Святой Троицы. Именно эта мысль выражена в церковном песнопении, исполняемом на литургии оглашенных после второго антифона: «Единородный Сыне и слово Божий, Безсмертен сын, и изволивый Спасения нашего ради воплотиться от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас». Итог земной миссии Христа — его страданий и крестной смерти — обретение для погибшего в Адаме и Еве человечества Небесного Царства, символом которого служат изображенные в верхней части иконы церковь и град — Небесный Иерусалим.
Ист.: София Премудрость Божия. М., 2000, с. 76.
Изображение

Нравится у нас?! Делись с друзьями :)


Изображение Изображение Изображение

Ответить

Вернуться в «Каталог икон Иисуса Христа»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя