Каталог икон

Модератор: ПредседателЬ

Ответить
Аватара пользователя
admin
Сообщения: 2044
Зарегистрирован: 14 окт 2011 19:27
Страна: Украина
Контактная информация:

Каталог икон

Сообщение admin » 23 май 2013 23:11

БОГОРОДИЦА



ВЛАДИМИРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ
Изображение Изображение
Владимирская икона Богоматери, по преданию, написана Евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство. В Россию икона принесена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил выкрасть и перевезти икону на север. Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь растолковал это знамение, как желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы.


ИВЕРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ
Изображение Изображение
Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Ныне она пребывает в Иверской обители на Афоне, а в IХ веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829–842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, ворвались в дом этой христианки, и один воин в безумной ярости мечом ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Пораженный этим, воин пал ниц перед иконой, горько раскаиваясь в своем поступке. Впоследствии он оставил иконоборческую ересь и окончил жизнь монахом.

Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. После их ухода женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком) долго молилась перед святым образом, прося Владычицу о заступничестве и милости. Для сохранения святой иконы вдова опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. В 980 году тремя знатными иверцами на Святой Горе была основана Иверская обитель. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде, однако при приближении иноков икона удалялась.

После молебна о даровании монастырю святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 12 июля), по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме.

Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами, поэтому святая икона еще называется Портаитиссою, Вратарницею.

История Иверского монастыря сохранила множество случаев заступления и милости Пресвятой Богородицы: избавление обители от варваров, чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеление болящих. Многие чудеса описываются и в современной летописи обители.

Как пишет известный афонский летописец Святогорец, по преданию, перед пришествием Господним молитвенный Афон погрузится в пучину страстей, и Портаитисса таким же чудесным образом, как явилась, покинет Святую Гору.



БЕРДИЧЕВСКАЯ БОГОМАТЕРЬ
Изображение Изображение
Святой образ почитается и православынми, и католиками. По преданию, икона явилась православному казаку Тышку, в его хуторе, на месте будущего города Бердичева (ныне город в Житомирской области, Украина). Новоявленная икона поначалу была помещена в часовне, затем в выстроенном Тышком храме во имя святого Архангела Михаила. Затем образ попал в католический монастырь ордена «Босых кармелитов».

После закрытия монастыря в 30-х годах XX века в храме, где находилась Бердичевская икона разместили Музей революции и Музей истории католицизма. Перед немецкой оккупацией в 1941 году пожар полностью уничтожил все постройки монастыря. Очевидно, во время пожара погибла и икона Божией Матери.


ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА БЛАГОУХАННЫЙ ЦВЕТ
Изображение Изображение
Иконографически образ схож с иконой Божией Матери «НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ». В более древних образах отличие заключалось в следующем. На иконе «Неувядаемый Цвет» Богомладенец восседал на правой руке Богородицы, а на иконе «Благоуханный Цвет» – на левой. В современных иконах часто эти различия не соблюдаются.



ИЕРУСАЛИМСКАЯ БОГОМАТЕРЬ
Изображение Изображение
Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, написана святым евангелистом Лукой в 15-й год после Вознесения Господа в Гефсимании (48).

В 463 году образ был перенесен в Константинополь. Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийские войска отразили нападение скифов. Икона была принесена в Корсунь (Херсонес) и по случаю нашествия на Корсунь руссов Иерусалимская икона Богоматери была принесена византийцами в дар святому равноапостольному князю Владимиру, который в 988 году даровал Корсунскую святыню новгородцам по обращении их в христианскую веру. Иоанн Грозный в 1571 году перенес икону в Московский Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 году подлинник исчез и заменен верным списком.

Празднование иконе установлено 25 (12 ст. ст.) октября.


ГРУЗИНСКАЯ БОГОМАТЕРЬ
Изображение Изображение
Грузинская Икона Божией Матери находится в Красногорском монастыре Архангельской епархии. В 1622 г. персидский шах Аб(б)ас покорил Грузию и многие грузинские святыни и иконы были отправлены для перепродажи русским купцам в Персии. В 1625 г. ее купил приказчик ярославского купца Григория Лыткина Стефан Лазарев. В это время в Ярославле самому Лыткину было откровение о драгоценной иконе и повеление отослать ее в Красногорский монастырь, где она прославилась многими чудесами. Во время моровой язвы в Москве в 1654 г. Грузинская икона была привезена в Москву, где с нее снят список, поставленный в храме Троицы в Никитниках близ Варварских ворот. Вскоре моровое поветрие прекратилось.

Данный тип изображения Богоматери носит название Одигитрия (путеводительница), характерной особенностью которой является ее общение с младенцем Христом, их обращенность друг к другу.

Празднование иконе установлено 4 сентября (22 августа ст. ст.).


БОГОЛЮБСКАЯ БОГОМАТЕРЬ
Изображение Изображение
Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.

В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.

Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, "Божия Матерь возлюбила это место", а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской.

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.

Празднование иконе установлено 18 июня ст. ст.


БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Изображение Изображение
Хотя торжественное празднование дня Благовещения началось в IV веке, но иконы, отображающие это событие, появились в христианской церкви несравненно раньше. Уже в римских катакомбах, в усыпальнице святой Прискиллы, можно найти стенное изображение Благовещения, относящееся к началу II века: здесь бескрылый ангел преклонил колена пред Девой; одну руку он простер к Ней, а в другой держал свиток. Пресвятая Дева изображена сидящей, на лице Ее – выражение удивления и страха.

Позднее на иконе изображался архангел Гавриил с крыльями и райской ветвью, как символом радостного приветствия, в руках, а Богоматерь – сидящей или стоящей и читающей книгу, на которой иногда была видна надпись: «Се Дева во чреве приимет».

На древнерусских иконах, таких, как, например, мозаичное изображение в киевском Софийском соборе на двух столбах, поддерживающих алтарную арку, или в новгородской Борисоглебской церкви Антониева монастыря Благовещение изображено в другом виде: Пресвятая Дева держит в руках веретено, или початок, и прядет. В московском Успенском соборе или в новгородской Мироносицкой церкви – не Сама Богоматерь прядет, а девы, сидящие при Ее ногах, или дева, сидящая за Ней.

Празднование: 7 апреля.


ПРИСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА ВЗЫГРАНИЕ (УГРЕШСКАЯ)
Изображение Изображение
Икона Божией Матери «Взыграние» была явлена 7 ноября 1795 года в древнем Николо-Угрешском монастыре под Москвой, где на протяжении многих лет оставалась чтимым образом и одним из символов обители. Монастырь этот был основан Димитрием Донским в честь победы русского воинства на Куликовом поле в 1380 году на месте обретения другой святыни – образа Николая Чудотворца.

Богоматерь на иконе изображена с сидящим на правой Ее стороне Богомладенцем, поддерживаемым Ее обеими руками и прильнувшим Своей ланитой к ланите Богородицы.

«Взыграние» – русская икона древнего письма, написанная с греческого образца. В Византийской империи этот образ почитался древней чудотворной святыней.

Другие иконы Пресвятой Богородицы с таким же наименованием имеются в Московском Новодевичьем монастыре и в Ватопедской обители на Афонской горе.

Празднование: 20 ноября


ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА "ВИЛЕНСКАЯ"
Изображение Изображение Изображение
Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Долгое время она была родовой святыней греческих императоров в Константинополе. В 1472 году икону перенесла в Москву София Палеолог, супруга великого князя Московского Иоанна III (1462–1505). В 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче ее замуж за Литовского короля Александра. В честь перенесения иконы в бывшую столицу Литвы г. Вильно установлено празднование 15 февраля. Позже святую икону поставили в Предтеченском храме, в котором была погребена княгиня Елена.

Иоанн Грозный, пытаясь вернуть чудотворную икону в Москву, предлагал за нее королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно отказал, потому что все духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища.

В Пречистенском соборе икона пребывала до половины XVIII века, а потом была перенесена вместе с митрополией в Виленский Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда в распоряжении базилиан. Пречистенский же собор был отдан униатам. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с иконой Одигитрии был возвращен православным. С этого времени чудотворный образ Пресвятой Богородицы пребывал там, привлекая благоговейное чествование всех православных.

Икона Одигитрии написана на четырех досках, соединенных вместе: из них средние сделаны из кипариса, остальные из березы. В 1864 году чудотворная икона была подновлена.

Празднование: 28 февраля, 27 апреля.


ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА "ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ"
Изображение Изображение
С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил одной из Ее икон именование «Взыскание погибших», как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей.

О происхождении образа «Взыскание погибших» достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон под этим названием, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели.

В середине ХVII века в селе Бор Калужской губернии благочестивый крестьянин Федот Обухов на праздник Крещения Господня был застигнут в пути пургой. Лошади выбились из сил и остановились у непроходимого оврага. Не видя средств ко спасению, Обухов лег в сани и стал засыпать, не сознавая, что совсем замерзнет. Но в эти страшные минуты он всем своим существом воззвал к Царице Небесной о помощи и дал обещание сделать для своей приходской церкви икону «Взыскание погибших». И Она услышала его сердечную молитву: в соседнем селении один крестьянин вдруг услышал под окном чей-то голос: «Возьмите». Он вышел и увидел в санях полузамерзшего Обухова. Выздоровев, спасенный немедленно выполнил свой обет и заказал список с иконы из Георгиевской церкви города Болхова Орловской губернии. С того времени Борская икона «Взыскание погибших» прославилась многими благодатными знамениями и чудесами.

Известны чудотворные образы «Взыскание погибших»: из села Малижина Харьковской губернии, явленная в 1770 году, троекратно избавившая жителей от холеры; из села Красное Черниговской губернии, из Воронежа, Козлова Тамбовской губернии. В 1835 году при Московском Александровском Сиротском институте был освящен храм в честь иконы «Взыскание погибших».

Особый интерес представляют сохранившиеся предания об иконе Божией Матери «Взыскание погибших», находящейся в храме в честь «Воскресения словущего» в Москве. Эта икона была перенесена из храма в честь Рождества Христова в Палашевском переулке. Последний владелец ее овдовел и был на пороге полной нищеты. Усердная молитва Пресвятой Богородице спасла его от отчаяния и устроила судьбу его дочерей-сирот. Человек этот счел себя недостойным иметь в своем доме чудотворный образ и передал его в храм.

В 1812 году Палашевский храм был разграблен французами. Поруганная святыня была найдена расколотой на три части среди всякого хлама. При обретении иконы совершилось множество чудесных исцелений. К этой иконе обращались невесты, выходя замуж, чтобы брак был спасительным, приходили к ней люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях, с молениями обращались к ней матери о погибающих детях. И всем Царица Небесная ниспосылала помощь и поддержку: «Взыщи нас, погибающих, Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуешь: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас» (тропарь, гл. 4).

На иконе Божия Матерь, чуть наклонив голову влево, поддерживает младенца Иисуса Христа сплетенными руками в вертикальном стоячем положении, а Он прижался к Ее ланите и держится рукой за шею.

Празднование: 18 февраля.


ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Изображение Изображение
На иконе двунадесятого (одного из 12 главных) праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы отображёно событие, происшедшее после того, как Деве Марии исполнилось три года. Родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, не имеющие детей, молясь о даровании им ребёнка, дали обет Господу: если родится дитя, то посвятить его на служение Богу. И вот родилась у них дочь, которую назвали Марией.

Когда Деве Марии исполнилось три года, праведные Иоаким и Анна, во исполнение своего обета, одев Марию в лучшие одежды, с зажжёнными свечами привели Её в Иерусалимский храм. К храму вели высокие каменные ступени. По этим ступеням трёхлетняя Мария неожиданно для всех взошла сама, без помощи взрослых. Первосвященник, по внушению свыше, взял Её за руку и ввёл не только в храм, но и в «Святое Святых» – место в храме, вход в которое был разрешён только первосвященнику, и то всего один раз в год. Все находившиеся в храме дивились столь необыкновенному событию.

Пречистая Дева воспитывалась в Иерусалимском храме в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. Пребывала Пресвятая Дева в храме до четырнадцати лет – возраста, когда по закону Ей уже нельзя было более оставаться в храме. Священники хотели выдать Её замуж, но Она объявила о Своём обещании Богу – сохранить чистоту и остаться Девою. Тогда священники обручили Её дальнему родственнику восьмидесятилетнему Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Её девство.

Празднование: 4 декабря


ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА "ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА"
Изображение Изображение
Икона середины XVII века, созданная ярославскими иконописцами. В основу названия иконы с аллегорическим изображением песнопения Богородице положены слова, сказанные Девой Марией: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Евангелие от Луки, глава 1, стихи 46-48).

Этими словами начинается песнь Пресвятой Богородице под названием «Честнейшую», которую поют на утрени Всенощного бдения.


ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА "ВЕЧНАЯ РАДОСТЬ"
Изображение
Сия икона была привезена из Почаева, называется "Вечная Радость".

Была явлена одному из унывающих монахов в 18 веке, оный монах в унынии своем возроптал перед иконою стоявшей в келии и в тонком сне был перенесен на небо к Царице Небесной Пресвятой Богородице. После увиденного во сне перестал унывать и роптать. А стал других подбадривать и ещё усерднее молится перед образом Пресвятыя Богородицы. На котором и сделал после длительной молитвы и поста эти надписи в честь избавления от уныния и ропота

Местонахождение: СВЯТО-ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ, Г.ТАРАЩА, КИЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ.


ИГОРЕВСКАЯ БОГОМАТЕРЬ
Изображение Изображение
Игоревская икона Божией Матери именуется в честь святого страстотерпца, великого князя Киевского Игоря Ольговича († 19 сентября 1147), который молился перед ней в последние минуты своей жизни. Игорь взошел на киевский престол в 1146 г. В городе вспыхнуло восстание и мятежные киевляне пригласили на княжение Изяслава - внука Владимира Мономаха. Изяслав разбил войска Игоря и взял город. Игорь принял пострижение под именем Георгия. Когда против Изяслава сложилась мощная коалиция князей и к Киеву уже подходило большое войско из Чернигова под руководством Святослава (брата Игоря), местные жители ворвались в Федоровский монастырь, убили Игоря и таскали весь день труп по улицам. Останки князя были перенесены в Чернигов в 1150 г., тогда же начинается почитание Игоря. Икона же была помещена в приделе святого Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Икона эта древнего греческого письма с надписью о принадлежности святому Игорю.

Празднование иконе установлено 5 июня ст. ст. (день перенесения мощей Игоря в 1150 г. из Киева в Чернигов).

Иконографически образ восходит к типу "Умиление", чаще всего говорится о том, что Игоревская икона - сокращенный (оплечный) вариант иконы Владимирской .


МУРОМСКАЯ БОГОМАТЕРЬ
Изображение
Муромская икона Божией Матери была принесена в Муром из Киева просветителем этого края святым благоверным князем Константином.

Святой Константин убеждал язычников принять христианство, но они упорствовали и решили убить князя. Узнав об этом, святой вышел к заговорщикам с иконой Божией Матери. Благодать, исходившая от Ее Лика, тронула сердца язычников. Они переменили свои намерения и сами стали просить совершить над ними Крещение.

С этой иконой Рязанский святитель Василий приплыл на своей мантии из Мурома в Рязань.

Празднование иконе установлено 12 апреля ст. ст.


ПЕТРОВСКАЯ БОГОМАТЕРЬ
Изображение
Петровская икона Божией Матери написана митрополитом Петром, когда он был игуменом на Волыни, и принесена в дар митрополиту Максиму. После кончины митрополита Максима игумен Геронтий, пожелавший восхитить святительский сан, отправился с Петровской иконой в Константинополь. Многие русские люди, в том числе и князь Юрий Галицкий, просили игумена Петра отправиться в Царьград и воспрепятствовать замыслам Геронтия, самому восприяв святительский сан. Повинуясь желанию князя, св. Пётр приплыл в Царьград ранее Геронтия, и патриарх Афанасий с радостью принял его и посвятил в сан митрополита всея Руси. Плавание игумена Геронтия было неудачным. В бурную ночь ему явилась Царица Небесная как Она изображена на иконе св. Петра, и предсказала, что Святителем Российским будет Пётр. Едва достигнув Константинополя, игумен Геронтий рассказал о чудном откровении. Патриарх отобрал у него святительские ризы и посох, а икону Богородицы отдал законному святителю.

В 1325 году, когда русская митрополия была перемещена из Владимира в Москву, митрополит Пётр принёс и икону Богородицы, поместив её в Московский Успенский собор.

Перед иконой Богоматери Петровской молился великий князь Иоанн Васильевич III; её брал с собой вместе с Владимирской и Донской иконами патриарх Иов, когда хотел убедить Бориса Годунова принять царство; с Петровской иконой Богоматери в 1613 году отправился рязанский архимандрит Феодорит в Кострому к Михаилу Фёдоровичу Романову для призвания его на царство.

Празднование иконе установлено 6 сентября (24 августа ст. ст.).


ПОЧАЕВСКАЯ БОГОМАТЕРЬ
Изображение Изображение
Своё название эта икона получила от местечка Почаева; от этого же села получила своё название и гора Почаевская, на которой находится лавра. Гора эта особенно замечательна по своей пещере, которая образовалась самою природою и очень удобна для помещения. В этой пещере поселились два монаха, посвятившие себя подвигам молитвы и воздержания. Один из этих подвижников взошёл ночью на самую вершину горы для совершения обычной молитвы и внезапно увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. Старец известил об этом своего сподвижника и оба с благоговейным трепетом взирали на божественное явление. В то же время увидели это и пастухи. Вместе с монахами они прославили Богородицу за явление и за благодеяние, оставленное Ею на месте явления: Пресвятая Дева на поверхности камня оставила оттиск правой своей стопы, наполненный с тех пор прозрачною водою. Под стопою Владычицы нашей твёрдый камень растаял, как воск, и источил воду живую. В этой стопе никогда не убавляется вода, не смотря на то что неисчислимые поклонники постоянно наполняют ею сосуды свои для исцеления от недугов. Явление Божией Матери на горе Почаевской и отпечаток Её стопы на камне было около 1340 года. С того времени гора Почаевская сделалась селением божественной славы, а след стопы Преблагословенной Марии - не оскудевающим источником великих чудотворений. В 1595 году константинопольский митрополит Неофит, путешествующий по России, в благодарность за оказанное ему гостеприимство помещицею Анною Гойскою, благословил её иконой Пресвятой Богородицы. Когда брат Анны Филипп Козинский, слепой от рождения, получил от иконы исцеление, она отдала икону на вечное хранение инокам Почаевской обители. Но вскоре гора Почаевская перешла в имение к лютеранину Андрею Фирлею. Он отнял у монахов землю, приказал сжигать кельи, запрещал народу приходить для поклонения чудотворной иконе и стопе Пресвятой Богородицы. В 1623 году он напал на монастырь, похитил церковные сокровища, ризницу и саму чудотворную икону. Его жена, кощунственно надевшая церковные облачения и взявшая в руки святую чашу, была наказана судом Божиим: ею овладел злой дух и страшно мучил, пока Фирлей не возвратил чудотворную икону в Почаевскую обитель.

В 1675 году, когда к монастырским стенам приступили турки, монахи всю ночь молились Божией Матери и пели чудотворною иконой акафист и, когда возгласили: Взбрвнной Воеводе победительная, вдруг Пресвятая Дева явилась в светлой одежде, окружённая ангелами с обнажёнными мечами; Но турок напал внезапный страх и они обратились в бегство.

Исцеление от Почаевской иконы Богородицы получали не только православные и бывшие униаты, но и христиане латинского исповедания и даже евреи, которые по исцелении принимали христианскую веру.

В 1831 году Почаевский монастырь наименован Успенскою Почаевскою лаврою.

Празднование иконе установлено 21 (8 ст. ст.) сентября.


АХТЫРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ
Изображение Изображение
Икона, именуемая "Ахтырскою", явилась в 1739 году в городе Ахтырке Харьковской епархии священнику Покровской церкви, Даниилу Васильевичу. Однажды он косил траву на своем огороде, и увидел икону Божией Матери, которая блистала необыкновенным светом.

Усердно помолившись Пресвятой Владычице, священник внес икону в свой дом. В праздник, священник вошел в комнату и вновь был поражен сильным светом исходящим от иконы. Явление это повторялось много раз. Однажды, он увидел во сне Божию Матерь и услышал повеление обретенную им икону очистить от пыли и омыть чистою водою. Священник проснувшись поспешил исполнить повеление. Воду он собрал в сосуд, с намерением поутру вылить в реку. Во сне ему явилась Богородица и повелела воду не выливать, а исцелять ею всех страждущих лихорадкою. Священник имел дочь страдавшую лихорадкою; проснувшись, он дал ей пить этой воды и дочь его выздоровела в то же мгновение.

Много совершилось чудесных исцелений от этой чудотворной иконы по вере прибегающих к исходящей от нее благодатной силе. Одно из них особенно замечательно. Во времена императрицы Екатерины жена генерала Вейделя Елизавета приехала в Ахтырку крайне больная. В следующую ночь она увидела Божию Матерь во сне и услышала Ее повеление: "Напрасно ты просишь избавления от болезни. Раздай по церквам и нищим твое состояние; такая жертва послужит на пользу души твоей. О детях своих не заботься. Я буду их покровительницей, а через пять дней ты умрешь". Больная, пробудясь от сна, призвала своего духовника, рассказала ему все виденное и с миром отошла ко Господу. Дочерей ее забрала к себе Екатерина II и выдала их замуж за графов Палена и Чернышева.

Память этой иконы празднуется 2 июля (по старому стилю).


ПИМЕНОВСКАЯ БОГОМАТЕРЬ
Изображение Изображение
Иконографический тип - Богородица Одигитрия-Перивлепта. Искусствоведами отмечаются черты, свойственные балканскому искусству. Первоначальный фон ярко-желтой охры. На оборотной стороне изображение Благовещения.

Икона из собрания Государственной Третьяковской галереи (Инв. № 28638). По преданию, икона привезена из Константинополя митрополитом Пименом. Митрополит возвращался из Константинополя дважды, во врея третьей поездки умирает в Халкидоне), поэтому в описаниях иконы две предположительные даты привезения - 1381 или 1386 г. Находилась в алтаре Успенского собора Московского Кремля, не ранее второй половины XVI в. перенесена в Благовещенский собор, до 1918 г. находилась в Мироваренной палате Кремля, раскрыта в 1918 г., после раскрытия находилась в Государственном Историческом музее, откуда в 1930 г. передана в ГТГ.


ДОНСКАЯ БОГОМАТЕРЬ
Изображение Изображение
Донская икона Божией Матери была написана Феофаном Греком (8 сентября 1380 года, на праздник Рождества Пресвятой ). Принесена донскими казаками, прибывшими на помощь к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому во время сражения его с Мамаем. Она была утверждена на древке, как хоругвь, и во всё продолжение войны оставалась при русском войске. В день Куликовской битвы (21 сентября по нов. ст. 1380 г.) икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи. После победы икона была перенесена в Москву и поставлена сначала в Успенском соборе, а потом в Благовещенском. В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона, икона названа Донскою.

В 1591 году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей вторглись в Россию и подступили к Москве. Для ограждения от врагов в Москве был совершён крестный ход с Донской иконой. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов и обратила татар в бегство. В благодарность Пресвятой Богородице за Её милость, явленную через Донскую икону, в 1592 году на том месте, где она стояла среди воинов, царь Фёдор Иоаннович основал Донской монастырь. Сейчас икона находится в Государственной Третьяковской галерее.

Празднование иконе установлено 1 сентября (19 августа ст. ст.).


КАЗАНСКАЯ БОГОМАТЕРЬ
Изображение Изображение
Казанскую икону Божией матери относят к иконографическому типу Одигитрия Заглянуть в Словарик и считают списком с образа, хранящегося во Влахернском Заглянуть в Словарик храме в Константинополе. Всего в России почитается около двадцати чудотворных списков Казанской Божией Матери.


ПЕЧЕРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ
Изображение Изображение
Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, лишился зрения. Услышав о чудесах и исцелениях, бывших от чудотворного образа Печерской Богоматери и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Киево-Печерских, князь послал в Печерский монастырь милостыню вместе с прошением отпустить чудотворную икону к нему в Брянск. По совету с братиею архимандрит Печерский отпустил икону на лодке рекою Десною со священником. Во время плавания провожавшие святую икону должны были провести ночь на берегу реки Свены. Вставши поутру, они пошли в лодку помолиться иконе Богородицы, но не нашли ее в лодке, а увидели ее на горе против реки Свены, стоящею на дубе между ветвями. Об этом чудесном явлении, от которого икона получила название Свенской, возвестили князю Роману. Он поспешил отправиться пешком туда, где стояла икона, и по пути до того места, где ныне стоит Свенский монастырь, князь вздохнул от глубины сердца и со слезами так молился: «О пречудная Владычице Богородице, Мати Христа Бога нашего! Дай ми, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ! Елика и дале узрю с места сего на все четыре страны, толико придам к дому Твоему, и созижду храм и обитель, идеже Ты возлюбила еси место». В ту же минуту он увидел пред собою тропинку и велел поставить тут крест. Когда пришли к дереву, где стояла икона, князь опять громко возопиял: «Пресвятая Владычице! Услыши глас молитвы моей и дай прозрение очам моим!» В ту же минуту князь стал видеть лучше прежнего и велел снять с дерева чудотворную икону. Икону снял епископ, и все с благоговением лобызали ее и отслужили молебен, после чего сам князь со всем народом стал рубить деревья, и вскоре общими трудами был сооружен храм во имя Успения Богоматери. Князь устроил тут монастырь и щедро оделил его деньгами, а чудотворную икону обложил золотом и серебром; и тогда же в память явления иконы на реке Свене установлен был праздник 3 мая. Дерево, на котором стояла икона, употреблено было для икон и других предметов храма. По прошествии многих лет по основании храма оклад иконы попортился. Игумен Свенского монастыря просил у царя Иоанна Васильевича Грозного повеления переделать оклад на иконе. Царь повелел принести икону к себе в Москву и переделать оклад, для которого от себя прибавил золота, жемчугу и драгоценных камней. Оклад сделали в три года и тогда с молебствием отпустили чудотворную икону в Свенский монастырь.


ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА "БЛАГОДАТНОЕ НЕБО"
Изображение Изображение
Пресвятая Богородица, держащая на руках Предвечного Младенца, изображена в полный рост и в окружении ярко-красной мандорлы с исходящими от нее сияющими лучами. Этот образ имеет также наименование «Что Тя наречем?», происходящее из текста Богородична 1-го часа, начертанного по краю сияния, исходящего от Божией Матери: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко воссияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим».

Иконографическое изображение Пресвятой Богородицы, под ногами Которой первоначально был изображен лунный серп, иллюстрирует слова Откровения Иоанна Богослова: И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд... И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его (Откр. 12. 1, 5).

Существует предание, что этот образ находился ранее в Смоленске и в XIV веке был перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софией, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича (1389–1425), вместе со многими другими древними иконами, присланными из Константинополя (как следует из записи в Троицкой летописи за 1398 г.). Об этом стало известно в 1853 году, когда во время поновления иконостаса Архангельского собора митрополит Филарет (Дроздов) распорядился собрать исторические сведения о чудотворном образе. В несохранившейся описи XVII в. Архангельского собора указывалось, что образ является списком с находившейся в соборе древней иконы, сделанным мастерами Оружейной палаты по указу царя Феодора Алексеевича.

Образ Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо», пребывающий в настоящее время в местном ряду иконостаса Архангельского собора, был исполнен царскими иконописцами при создании нового иконостаса в 1678–1680 годах и помещен в серебряный чеканный оклад с надписанием текста Богородична. Украденный в 1812 году старый оклад был заменен новым в 1815 году. В 1916 г. чудотворная икона была украшена серебряной ризой и накладными серебряными херувимами на полях, которые до нашего времени не сохранились.

Прототип иконографического изображения Божией Матери, появившийся в Германии в XV веке и получивший широкое распространение в западном искусстве, в XVII веке через Украину, Белоруссию и Литву попал в Россию.

В начале XX века по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского был сделан список с иконы «Благодатное Небо» для ризницы храма Вауловского Успенского скита Романово-Борисоглебского уезда в Ярославской губернии. В настоящее время он пребывает в Воскресенском соборе г. Тутаева Ярославской области.

Другой список с чудотворного образа помещен в храме Распятия Христова Большого Кремлевского дворца.
Празднование: 19 марта


КАСПЕРОВСКАЯ БОГОМАТЕРЬ
Изображение
Касперовская икона Божией Матери была принесена из Трансильвании сербом, поселившимся в Херсонской губернии, и переходила от родителей к детям. В 1809 году она стала собственностью помещицы Касперовой, получившей ее по наследству как родовую святыню. Со временем икона обветшала, но однажды ночью в феврале 1840 года, когда Касперова переживала великие горести и горячо молилась Богоматери, она заметила, что лики Богородицы и Младенца просветлели и образ обновился. Впоследствии от иконы истекало много чудес. При архиепископе Иннокентии (Борисове) было постановлено "в поучение потомству событие это сделать незабвенным" и праздновать 1 октября. Икона признана Святейшим Синодом чудотворной после расследования целого ряда чудес, прославивших ее в 1840 году. Касперовская икона Пресвятой Богородицы во время войны 1853 - 1855 годов защитила город Одессу от вторжения неприятельских войск.


КИККСКАЯ БОГОМАТЕРЬ
Изображение Изображение
Икона Божией Матери Киккская (Киккотисса) "Милостивая" (Елеуса) написана, по преданию, евангелистом Лукой и получила своё название от кипрского города Киккос. В 980 году во время гонения на христиан Киккская икона была отправлена в Царьград. В царствование Алексея Комнина она по откровению старца была возвращена на Кипр. Случилось это так. Во время охоты правитель Кипра Мануил заблудился в горах и встретил благочестивого инока старца Исаию. Не желая быть узнанным, старец побежал от Мануила, но тот догнал его и жестоко избил, за что подвергся тяжкому недугу – расслаблению. Старец же получил откровение, согласно которому Мануил должен отправиться в Константинополь к императору и вернуть чудотворный образ Богоматери. Старец принялся за строительство храма на средства, которые дал ему правитель Кипра. Сам Мануил отправиться в Константинополь убоялся.

В то время у императора заболела дочь. Недуг был подобен расслаблению, которым страдал Мануил. Увидев в этом Промысл Божий, Мануил попросил императора вернуть икону на Кипр. Царевна получила исцеление, но император медлил с исполнением обещанного. Тогда он сам впал в тяжкий недуг. Раскаявшись в неисполнении обета, он заказал копию с чудотворного образа, а саму икону послал на остров старцу Исаии. Киккотиса под пеленой в кипрском монастырь Киккос, ТрудосНа острове Кипр в Киккской обители от иконы совершались и совершаются многочисленные чудеса. По молитвам во время засухи на землю ниспосылается благодатный дождь, больные, кровоточивые, страдающие головной болью получали исцеление, бесплодным подавалось чадородие. В чудодейственную силу святой иконы веруют не только христиане, но и иноверцы и прибегают к ней в бедах и болезнях. Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы, Заступницы всех страждущих, и воистину присуще Ее образу имя "Милостивая". Чудотворная "Киккская" икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть.


ЗНАМЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Изображение Изображение
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди Ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне и держащей обеими руками перед Собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в ХI–ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, – враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах «Знамения», кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.

Многочисленные списки с иконы «Знамения» известны во многих местах. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская-Коренная, Серафимо-Понетаевская и другие.


КУРСКО-КОРЕННАЯ БОГОМАТЕРЬ
Изображение Изображение
Курская икона Знамение Божией Матери - одна из древнейших икон Русской Церкви. В XIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение. В 1295 году один из Рыльских охотников увидел в лесу при корне дерева икону Знамения Божией Матери, обращенную ликом к земле. увидел, что изображение иконы подобно иконе "Знамение" Новгородской. Одновременно с явлением этой иконы совершилось и первое чудо. Как только охотник поднял святую икону с земли, тотчас на месте, где лежала икона, с силой забил источник чистой воды. Это произошло 8 сентября 1259 года. Узнав об этом, князь Василий Шемяка приказал немедленно принести икону в Рыльск. Но сам по неверию или сомнению не вышел на торжественную встречу, за что был наказан слепотой. Осознав свою вину и принеся покаяние и моление перед иконой он снова получил зрение. В благодарность Шемяка соорудил храм во имя Рождества Богородицы, ибо в этот день икона была обретена. Но икона неоднократно возвращалась на прежнее место при корне дерева. Там была сооружена часовня, куда и поместили чудотворную икону. Для отправления молебнов был назначен священник, который почти всегда там и жил.

В 1383 году татары, напавшие на курскую область, взяли священника в плен, а часовню хотели сжечь. Но пока в часовне оставалась икона их усилия оказались напрасными. Тогда они раскололи икону на две части и сожгли часовню. Одну половину иконы бросили в огонь, а другую отбросили далее на большое расстояние.

Через некоторое время послы московского царя выкупили пленного священника, увезённого в Крым. Он вернулся на прежнее место часовни, отыскал обе половинка иконы и сложил вместе. Они срослись. Икону поместили во вновь построенной часовне.

В 1597 году на месте часовни был построен монастырь. В 1612 году, когда Курск осаждали поляки, некоторые граждане выдели над стенами города Богородицу с двумя светлыми иноками, осеняющую город; в это время жители неоднократно совершали крестные хождения вокруг города и дали обет, если Бог поможет освободиться от осады воздвигнуть среди города монастырь в честь Пресвятой Богородицы и поставить в нём Её чудотворную икону. Неприятели отступили от города с великою потерей. В благодарность жители построили монастырь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, в который в 1618 году из Москвы была привезена чудотворная икона.

Списки чудотворной иконы возили со своими войсками многие русские полководцы.


ЛЮБЯТОВСКАЯ (ЛЮБЕЧСКАЯ) БОГОМАТЕРЬ
Изображение
Икона Божией Матери Любечская получила свое наименование от города Любеч, Черниговского края. Икона явилась в XI веке. Чудеса, происшедшие от этой иконы, были описаны святителем Димитрием Ростовским. В 1653 году, когда на Любеч ожидалось нападение поляков, икону отправили в Киев. В 1701 году после обновления икону вернули в Любечский храм в честь Воскресения Христова, а в Киевском Софийском соборе был оставлен точный список.


ВЛАХЕРНСКАЯ БОГОМАТЕРЬ

Изображение
Влахернетисса - особый эпитет, присваивавшийся различным изображениям Богоматери, которые по своему происхождению были связаны с Влахернским храмом.


ЯХРОМСКАЯ БОГОМАТЕРЬ
Изображение
Эта икона явилась в 1482 году 14 октября (ст. ст.) благочестивому отроку Косьме, сопутствовавшему одному больному. Однажды остановились они на пути при потоке реки Яхромы, и больной, утомлённый дорогой, погрузился в крепкий сон. Внезапно Косьма увидел необычайный свет и услышал голос: "Внемли и разумей глаголы жизни, яви житие благоугодное и пожелай радости праведных, да насладишься вечных благ". Косьма увидел, что лучи света исходили от иконы Успения Богородицы, явившейся ему на дереве. Отрок благоговейно взял святую икону и поднёс болящему, который немедленно получил исцеление. Следуя небесному внушению, Косьма тайно удалился от исцелённого, которому уже был не нужен, и пришёл в Киев, в Печерскую обитель, где находился подлинник обретённой им иконы. Здесь Косьма принял монашеское пострижение и после многих лет, проведённых в иноческих подвигах, по тайному внушению Божию удалился из Киева, взяв с собою икону, на то место, где она явилась ему. Здесь построил он церковь во имя Успения и, поставив в ней Яхромскую икону, сам поселился при церкви, при которой образовалась обитель Костмина.

Перед Яхромской иконой Божией Матери молятся при различных тяжелых обстоятельствах и болезнях.


УМИЛЕНИЕ БОГОМАТЕРЬ
Изображение Изображение
Один из основных типов икон Пресвятой Богородицы. На иконах «Умиление» (греч. - Елеуса) обычно приводится поясное изображение Божией Матери с нежно прижавшимся к Ней Младенцем на руках. Богородица с умилением склоняется к Своему Сыну. Следует отличать от данного типа икону «УМИЛЕНИЕ» СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКУЮ, на которой Божия Матерь изображена без Богомладенца с крестообразно сложенными на груди руками.


БОГОМАТЕРЬ УМИЛЕНИЕ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ
Изображение
Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Подвижник называл икону «Умиление» – «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима Саровского настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители.


БЕЛОЗЕРСКАЯ БОГОМАИЕРЬ
Изображение
Преподобный Кирилл Белоезерский (память 22 июня по новому стилю), находясь в Симоновом монастыре, молился перед этой иконой и услышал исходящий от неё голос, повелевающий ему идти на Белое озеро. Он взял с собою чудотворную икону и ушёл на берег озера, где основал монастырь, позже названный Кирилло-Белоезерским. В честь монастыря была названа и чудотворная икона.


БОГОРОДИЦА ИЗ ДЕИСУСА
Изображение



БОГОМАТЕРЬ НА ПРЕСТОЛЕ (НА ТРОНЕ)
Изображение Изображение
Трон, на котором восседает Божия Матерь, уподоблен святому престолу. Богородица с Младенцем представляют собой идеальную Церковь, совершающую Таинство Евхаристии. Иногда икону называют «Богородица на троне».


НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА

Изображение Изображение
Неопалимая Купина - наименование чудотворной иконы Богоматери, символически раскрывающей сразу несколько аспектов ее почитания и составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа.

История обретения чудотворной иконы неизвестна. Само название иконы восходит к Ветхому Завету. Неопалимая Купина - горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею. Купина знаменует собой непорочное зачатие Богоматерью Младенца Иисуса от Духа Святаго. Существует и другое толкование прообразу неопалимой купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла чистою, непричастной греху.

Благодатью Своею от иконы Неопалимая Купина Матерь Божия избавляет дома почитающих Ее от пожаров.

Празднование иконе установлено 17 (4 ст. ст.) сентября.


БОГОМАТЕРЬ "О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ"

Изображение Изображение
"О Тебе радуется" - особое песнопение, составленное по преданию Иоанном Дамаскиным в честь Богоматери. Одноименная икона иллюстрирует прежде всего начальные строки песнопения "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь..." и представляет Богоматерь с младенцем на престоле, в окружении божественной славы. За нею - собор архангелов и храм, расположенный на фоне райского сада. У подножия престола Иоанн Дамаскин, протягивающий текст своей молитвы Богородице. Под ним изображены все чины святости: праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, мученицы и т. д. Венчает композицию полукруг неба, как правило, с изображением небесных ангельских сил.


БОГОМАТЕРЬ В СКОРБЯХ И ПЕЧАЛЯХ УТЕШЕНИЕ
Изображение
Обстоятельства первоначального происхождения образа Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» неизвестны, но письмо иконы свидетельствует о том, что она очень древняя.

Есть предание, что икона принадлежала цареградскому патриарху святителю Афанасию III, с которым она побывала во всех скитаниях и путешествиях владыки и в 1653 году впервые прибыла в Россию.

После кончины святителя в 1654 году икона была доставлена в Афонский монастырь Ватопед, где и пробыла до октября 1849 года, когда был открыт русский Андреевский скит. Тогда проживавший на покое в Ватопеде митрополит Григорий передал икону новооткрываемому скиту как благословение от обители. Образ стал келейной святыней основателя русского Андреевского скита на Афоне иеросхимонаха Виссариона (Вавилова). Когда 11 октября 1849 года последовало открытие этого скита, Виссарион благословил братию образом со словами: «Да будет сия икона вам отрадою и утешением в скорбях и печалях».

Прославление этого образа совершилось в России, в Вятской губернии, в 1863 году, когда в город Слободской этой губернии прибыл с Афона иеромонах Паисий, привезший с собой икону Богоматери «В скорбех и печалех Утешение». Образ этот украшен был богатой серебряной с позолотой ризой с бриллиантовым венцом на главе Богоматери. Он был помещен в женском Христорождественском монастыре, в храме Рождества Христова. Когда о. Паисий уже собирался возвратиться на Святую гору, от иконы Пресвятой Богородицы произошло чудесное исцеление 18-летнего немого юноши, после чего к образу началось настоящее паломничество. Многие страждущие богомольцы получили исцеление и утешение в своих печалях от святого образа в те дни.

Затем святая икона с большими почестями была перенесена в женский Преображенский монастырь г. Вятки, а в Слободском остался точный список с чудотворного образа, выполненный тем самым исцеленным 18-летним юношей. Духовный подъем вятчан был настолько велик, что «Вятские губернские ведомости» накануне Великорецкого крестного хода сравнивали его по религиозному настрою со встречей афонской святыни.

О. Паисий, отправляясь на Афон, оставил в Преображенском монастыре список чудотворной иконы, а 26 июня 1871 года во имя иконы «В скорбех и печалех Утешение» в Вятке был заложен храм, который строился более 11 лет. 31 августа 1882 года, в день Положения Честного пояса Пресвятой Богородицы, архиепископ Апполос освятил храм, в котором каждую субботу перед образом читался акафист. Раз в два года, в память о пребывании святой иконы в Вятском крае и происходивших от нее чудесных исцелениях, совершались торжественные крестные ходы по всей епархии.

19 ноября 1866 года в Слободском Христорождественском монастыре на список чудотворного образа Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» была торжественно возложена присланная с Афона позолоченная риза, а в воспоминание первого исцеления от иконы (немого юноши, который и выполнил список), в монастыре совершалась особо торжественная служба. В этот день и было установлено празднование в честь чудотворного образа Пресвятой Богородицы.

27 марта 1890 года святыня была доставлена в Россию и помещена в Санкт-Петербурге в Благовещенском соборе при подвории Андреевского скита. В самой обители была оставлена его точная копия. Граждане города день и ночь спешили толпами поклониться чудотворному образу. Благодать Божия тогда же изволила прославить икону Богоматери многочисленными чудотворениями.

Сейчас образ находится в санкт-петербургском Свято-Никольском соборе, а чтимый список со святой иконы – в слободском Свято-Екатерининском соборе. В 1999 году престол одного из храмов бывшего мужского Крестовоздвиженского монастыря в г. Слободском был освящен в честь чудотворного образа.

В Алексиево-Акатовом женском монастыре г. Воронежа также хранится список с афонской святыни, на котором написано: «сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской Обители Святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года». В 1999 году икона замироточила.

Икона «В скорбех и печалех Утешение» устроена в виде створчатого складня. Кроме Пречистой Богоматери, на ней изображены святые великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский на конях, святой Иоанн Предтеча и святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, преподобные Антоний, Евфимий, Онуфрий, Савва Освященный, святители Спиридон Тримифунтский и Николай Чудотворец. Образ украшен несколькими ризами, одна из которых – золотая.

Празднуется: 2 декабря.


ПОХВАЛА БОГОРОДИЦЕ
Изображение Изображение
В субботу на пятой неделе Великого поста Православная Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице «Одигитрии». Празднество это установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов.

Когда император Константин Великий основал Константинополь, то посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву не только своею покровительницей, но созданного им города. Многие храмы в Константинополе были воздвигнуты в Её честь. Во Влахернском храме хранилась святая икона Пресвятой Богородицы, писанная святым евангелистом Лукою.

В достопамятную ночь, когда соединённые силы неприятеля с моря и с суши двинулись на сокрушение константинопольских стен, внезапно напротив самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила практически все суда. Тогда-то благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени в воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы – суббота пятой седмицы (недели) Великого поста.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе среди царских чертогов в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные останки земной Её жизни — риза и Её пояс, но в IX веке праздник этот сделался общим для всей Восточной Церкви.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Изображение

Нравится у нас?! Делись с друзьями :)


Изображение Изображение Изображение

Ответить

Вернуться в «Каталог икон»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость