baner sobutija

Эрдели Адальберт Михайлович (1891 - 1955)

Модератор: ПредседателЬ

Закрыто
Аватара пользователя
admin
Сообщения: 2045
Зарегистрирован: 14 окт 2011 19:27
Страна: Украина
Контактная информация:

Эрдели Адальберт Михайлович (1891 - 1955)

Сообщение admin » 17 окт 2011 23:16

Изображение
Родился 25 мая 1891 г. в с. Загаття, теперь Закарпатская область. Учился 1911-1915 гг в будапештской Академии художеств. С 1916г. жил в Мукачеве. 1922-1926 гг в Мюнхене, с 1926 в Ужгороде. В 1927 г. основал вместе с И. Бокшаем Ужгородскую художественную школу, 1931 г.- Общество деятелей изобразительных искусств в Подкарпатской Руси. 1929-1931 жил и работал в Париже, где и познакомился с импрессионизмом и фовизма. Преподавал рисование в Мукачевской гимназии, учительской семинарии в Ужгороде, 1945-1955 гг в Ужгородском училище прикладного искусства.
Эрдели живописец, которому были открыты лучшие художественные круги Европы. Он мог бы жить и легко добиться всемирной славы за границей. Его творческий путь пересекался с путями известных европейских художников XX века.Зато, несмотря на всю привлекательность художественной жизни западного мира, Эрдели предпочел Закарпатью, чтобы своим искусством прославить "землю без имени";
Эрдели один из основателей Закарпатской школы живописи, первый директор Ужгородского училища прикладного искусства, один из организаторов и первый председатель Закарпатской областной организации Национального союза художников Украины в 1946 году;
Эрдели колорист, мастер пейзажной и портретной живописи, натюрморта, благодаря смелости, динамике и необычности цветовых композиций создал неповторимые произведения, большинство из которых заняли почетное место в экспозициях музеев Украины и зарубежья;
Эрдели ПЕДАГОГ, воспитавшего плеяду известных закарпатских художников - Андрея Коцку, Адальберта Борецкого, Эрнеста Контратовича, Василия Габда, Елизавету Кремницкий, Ференца Семана, Павла Балли, Владимира Никиту и многих других.
Скудные сведения о творчестве Эрдели кочевали из одной худосочной брошюры в другую, работы лишь упоминались в каталогах. В конце концов альбом-монография о Эрдели увидел свет во львовском издательстве «Ме».Поражают солидный формат, роскошная полиграфия с 56 цветными репродукциями картин художника, 73 уникальными фотографиями и 203 страницами текста.Автор монографии, известный искусствовед кандидат наук Иван Небесник, собрал редчайшие материалы, книга написана непринужденной языком, читается легко и увлекательно.
Будущий художник явился миру в семье украинских Михаила Грица и немки Илоны Цайскои, живших на Иршавщине. Когда Адальберту было десять лет, отец поменял фамилию на Эрдели (в переводе с венгерского - «лесной»).Тогда в Закарпатье это было привычным делом, для утверждения в жизни люди меняли фамилии на венгерские, край входил в состав Австро-Венгрии. Впоследствии, при советской власти, родительскую «погрешность» ставили художнику в упрек: мол, отказался от своего украинского происхождения.
За свои 64 года жизни Эрдели застал четыре государственных лады: Австро-Венгерскую империю, буржуазно-демократическую Чехословакию, хортистская Венгрия и советский тоталитарный режим. Со всеми властями он как-то уживался, только при последней чувствовал себя неуютно и даже обиженно.Знал немецкий, французский, венгерский, словацкий и чешский языки. На немецком написал автобиографический роман «Имен», дневники вел венгерском. В 1933 году художник познакомился в Ужгороде с танцовщицей Магдалиной сливом, что была на 25 лет моложе его.Адальберт и Магдалина прожили в фактическом браке много лет. Только перед кончиной, будучи уже тяжело больным, художник соединился с супругой узами Гименея.
К середине 1930-х годов Эрдели был автором уже более тысячи картин. Он отличался высокой работоспособностью, писал легко и увлеченно, преподавал живопись в ужгородской учительской семинарии, где, кстати, директором Августин Волошин.В живописи Эрдели преклонялся перед творчеством Сезанна и считал себя его последователем, исповедуя тезис: «Искусство и любовь».
Эти «буржуазные» взгляды и вкусы откликнулись Эрдели при советском тоталитарном режиме.Художник продолжал творить в любимых жанрах портрета, пейзажа и натюрморта, но никогда не исповедовал далек ему соцреализм и не воспевал «романтику» тоталитаризма. Естественно, мастера обвинили в формализме, буржуазной эстетике и т.д., пытались загнать в угол.Но отвергнут властями художник продолжает работать. В 1951 году из-под кисти Эрдели рождается красочный портрет «Юная танцовщица Клара Балог», изменившая судьбу художника.В московском Большом театре проходил концерт участников Декады украинского искусства, на котором Клара Балог танцевала закарпатский танец, который понравился Сталину. Девушку-подростка пригласили в ложу диктатора.В Ужгороде партийные деятели сразу же вспомнили о опального художника и сменили гнев на милость. В 1954 году Эрдели наконец позволили организовать персональную выставку в Ужгороде. Через год художника не стало.
Творческое наследие Эрдель огромная, разбросанная по многим странам, городам и частным собрания. Картины высоко котируются и оцениваются в десятки тысяч долларов.
В сентябре 2004 года случилась трагедия.Ночью в дом художника, где жила его вдова Магдалина Эрдель, ворвались бандиты, связали ее электрическим проводами, и после сердечного приступа 88-летняя женщина скончалась на месте. Бандиты вынесли 48 картин, Предварительно вынув их из рам. Преступление НЕ раскрыта и по сей день.

Картины художника

Изображение
„Дорога в лесу”, 1930-е гг.; картон, масло; 50х61

Изображение
„Хутор в горах”, 1948 г.; картон, масло; 80,5х60,5

Изображение
„Весна в Карпатах”, 1930-е гг.; холст, масло; 49,5х33,5

Изображение
«Деревья возле речки», конец 1930-х – начало 1940-х гг. холст, масло; 77х89

Изображение
«Натюрморт с яблоками», начало 1950-х гг.; холст, масло; 38х46,5

Изображение
«В парке», II четверть ХХ ст. холст, масло; 62х54,5

Изображение
«Начало осени», II четверть ХХ в. холст, масло; 51х60

Изображение
«Уголок усадьбы», начало 1930-х гг. картон, масло; 63,5х51,5

Изображение
«Деревья над водой», 1940-е гг. картон, масло; 34,5х49,5

Изображение
«Речка в Карпатах», 1940-е гг. холст, масло; 55х67

Изображение
«Натюрморт с яблоками, цветами и зеркалом», 1950 г. холст, масло; 65х75

Изображение
«Лето в парке», 1920-е гг. холст, масло; 45х44

Изображение
«Натюрморт», 1940-е гг. холст, масло; 67х68

Изображение
„Девушка в красном платке”, начало 1930-х гг. холст, масло; 69х58

Изображение
«Натюрморт со стаканом воды и зеркалом», 1930-е гг., холст, масло; 58х73

Изображение
«Мукачевский замок» 1930-е гг. холст, масло; 62х70

Изображение
«Пейзаж», конец 1920-х – начало 1930-х гг. холст, масло; 51,5х60,5

Изображение
«Волы у водоема», конец 1920-х гг. картон, масло; 47х68,5

Изображение
«За чтением», 1920 – 1930-е гг. холст, масло; 65,5х80

Изображение
«Мукачевский замок», 1930-е гг. холст, масло; 100х120

Изображение
«Дорога над рекой», 1930-е гг. холст, масло; 90,5х81

Изображение
«Пейзаж», II четверть ХХ в. холст, масло; 92х118
Изображение

Нравится у нас?! Делись с друзьями :)


Изображение Изображение Изображение

Закрыто

Вернуться в «Каталог Закарпатской Организации Национального Союза Художников Украины»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя