baner sobutija

Папье-маше. Изготовления массы для папье-маше.

А так-же техно-химические рецепты по различным отрослям производств.
СДЕЛАЙ САМ!

Модератор: ПредседателЬ

Ответить
Аватара пользователя
ПредседателЬ
Супермодератор
Супермодератор
Сообщения: 386
Зарегистрирован: 15 окт 2011 17:47
Страна: Украина

Папье-маше. Изготовления массы для папье-маше.

Сообщение ПредседателЬ » 10 апр 2013 11:40

Старинные ёлочные игрушки, куклы, маски и прочие предметы коллекционирования, изготовленные по старинному рецепту из папье-маше, довольно высоко ценятся на современном рынке коллекционеров. А вот способ его изготовления известен далеко не всем! А порою это знание очень необходимо, хотя-бы для того, что-бы отреставрировать имеющуюся в наличии, но поврежденную куклу или маску. Сейчас я и поведаю Вам старинные рецепты изготовления масс для различных изделий из папье-маше.

Изготовление массы для папье-маше.

Бумага идет всякого сорта - газетная, писчая, оберточная, папка, вообще всякая писанная, грязная и чистая бумага, без различия сорта и качества; чистую бумагу приминяют лишь для изделий белого или вообще светлых цветов. Кроме бумаги, в состав массы папье-маше полезно прибавить старое бумажное и полотняное тряпьё. Если материал очень грязен, его промывают в щёлоке или мыле. После этого необходимо весь материал изрезать по возможности на мелкие куски и в деревянной чашке стальной сечкой изрубить так, как производится рубка мяса. Измельчённую массу обливают водой и ставят в тёплое место при температуре 40-50 градусов. После того как бумага и тряпье размокнут, массу отжимают руками от воды, повторяют измельчение, вновь обливают водой в котле и кипятят довольно продолжительное время, пока масса не начнёт расползаться и сделается однородной и удобной для формовки. Тогда массу вынимают, отжимают руками, прессом или просто камнем и когда она просохнет и закрепнет, растирают на железной тёрке. Тёрка должна быть очень мелка для того, чтобы масса получилась как можно пушистее. В зависимости от рода изделий в массу прибавляют те или иные вещества, как-то муку, золу, клей столярный, известь, глину, льняное масло и т.д.


Масса длят кукольных головок.

В воду оставшуюся от отжимки бумаги и тряпья, замешивают пшеничного крахмала, почти в половинном количестве по отношению к весу выжатой массы и, прибавив к нему 2-3 головки чесноку или табачной швары, кипятят до получения клейстера, после чего на каждые 10 ч. прибавляют 2 ч. столярного клея и продолжают кипячение до растворения последнего. В полученную жидкость прибавляют бумажно-тряпичную массу и на каждую часть её - полторы части мела, все хорошо размешивают до густоты хлебного теста. Такая масса пригодна для кукольных головок, туловища, рук, ног.

Для выработок масок, ящиков, пеналов, портсигаров, табакерок и т.п. масса изготавливается без мела, а просто
замешивается на крахмально-клеевой жидкости.


Масса для игрушек.

Истолченную и размельченную массу смешивают с жидким клейстером из пшеничной или лучше ржаной муки; полученное тесто кладут на стол, прибавляют половинное количество, по весу, тонко измельчённых, высушенных и просеянных древесных опилок и формуют.


Масса для стаканов, тарелок, ваз.

Измельченную массу замешивают с жидким пшеничным клейстером до образования теста. На каждые 3 части бумажной массы берут 2 части мелкой просеянной золы от твердых пород деревьев и хорошо размешивают в однородную массу.

Кроме описанных способов изготовления массы папье-маше, существует ещё ряд других:
1.) В воду кладут столярного клея и гуммиарабика, нагревают до растворения и во время кипячения добавляют бумажную массу, вымешивают, затем прибавляют мелу в порошке до получения массы удобной для формовки изделий.
2.) Для приготовления очень эластичной массы, кусочки клея размачивают хорошо в воде, разваривают и прибавляют отмученного мела, бумажную массу и льняное или другое растительное масло. Всё это варят до густоты теста, выкладывают в корыто и замешивается с мелом до тех пор, пока масса не сделается густой; во время разминания масса должна быть холодной или чуть тёплой. Готовую массу сохраняют до формовки покрытой мокрой тряпкой. Формы надо смазать скипидаром и обсыпать мелом.
3.) Для приготовления огнеупорного водонепроницаемого папье-маше, масса приготавливается из отмученной глины, негашенной извести, столярного клея, бумажной массы и льняного масла. Просеянные глину и известь разводят в горячей воде, бумажную массу перемешивают со столярным клеем, распущеным в воде. Затем все смешивают с известью и глиной и прибавляют масла. Что касается количества составных частей, то по Фелькперу, рекомендуется следующее:
1.)
Бумажной массы - 2 ч.
Клея - 1 ч.
Глины - 6 ч.
Извести - 2 ч.
Льняного масла - 3 ч.

2.)
Бумажной массы - 2 ч.
Клея - 1 ч.
Глины - 1 ч.
Извести - 4 ч.
Льняного масла - 2 ч.

3.)
Бумажной массы - 3 ч.
Клея - 4 ч.
Глины - 4 ч.
Извести - 4 ч.

4.)
Бумажной массы - 3 ч.
Клея - 2 ч.
Глины - 2 ч.

5.)
бумажной массы - 2 ч.
Клея - 2 ч.
Глины - 6 ч.
Льняного масла - 2 ч.

Массу приготовленную для прессовки, если она не идет тот-час в дело, необходимо хранить в сыром месте, лучше всего в глиняном горшке, обвязанном сырой тряпкой.

Формовка.

Что касается форм, то применяются гипсовые формы, причем формовка производится следующим образом: раскатав массу пластом, накладывают её на смазанную маслом форму и втискивают пальцами в каждое углубление как можно плотнее; если пласт прорвется в каком- либо месте, то накладывают кусочки массы и надавливают. Таким образом производится формовка масок на вогнутых формах.

Кукольные головки, бюсты прессуются так-же на вогнутых формах, состоящих из двух и более частей. Кусок массы, раскатанный пластом, прессуется надавливанием на каждую половинку формы, а потом отпрессованные половинки склеиваются. Сращивание или склеивание половинок головки, или бюста, производится только после полной просушки их. Части снова одеваются на модель, края обрезаются, если это нужно, что-бы склейка была плотной, и намазываются густым столярным клеем. Когда клей просохнет, шов сглаживают, срезают ножиком и затирают мелом, что-бы он был менее заметен.

Формование лотков, блюдцев, стаканов, ящиков и т.п. также производится на формах, состоящих из двух или нескольких частей, путем надавливания, удаления излишних выступившей воды губкой, последующим высушиванием частей и склейкой их.

Совершенно высохшие части до склейки, или уже готовые изделия, шлифуются при помощи палочки из твердого дерева, которой трут по поверхности, поправляя и сглаживая разные неровности, впадинки и т.п. Если имеется резьба, её поправляют с помощью металлических стамесок, палочек и т.п. Если отдельные части предметов нужно соединить не склейкой, а винтом, гвоздиком, то в этом отношении папье-маше, как и дерево, поддается разной обработке, как-то сверлению, отделке на стенках и т.п.


Окраска.

После шлифовки маски и головки для кукол просто окрашиваются, но могут быть, как и другие изделия, подвергнуты дальнейшей обработке, состоящей в том, что отшлифованное изделие покрывают горячим растительным маслом несколько раз, пока масло вполне пропитает маску. После каждого покрывания маслом изделия вновь просушивается. Когда-же масло перестаёт больше впитываться, изделие ставят на деревянной подставке в печь для окончательной просушки. Когда изделия пожелтеют и получат коричневый оттенок, это означает, что они окончательно закрепли. После этого, если нужно, изделие полируются порошком пемзы и затем окрашиваются. Окраска производится в зависимости от рода изделий. Окрашивают или самую массу до её формования, или готовое изделие. Изделия, часто употребляемые, особенно имеющие крышки, могут от трения отбирать верхний слой краски, под которым будет видна масса папье-маше. Поэтому такие изделия должны изготовляться из массы, окрашенной насквозь. Остальные же изделия можно изготовлять из неокрашенной массы, ограничиваясь окраской только поверхности готового изделия. Для окраски всей массы пригодны анилиновые краски, для окраски поверхности изделия - масляные краски.

Маски и головки, по Фелькнеру, окрашиваются следующим образом: растворяют в воде 5 ч. чистой гашенной извести, 6 ч. квасцов и, хорошо смешав, оставляют стоять сутки, после чего сливают воду и полученную тестообразную массу по возможности отжимают для удаления воды. Затем вбивают 5-6 яичных белков с 6-8 ч. деревянного масла, смешивают с полученной тестообразной массой и прибавляют киновари до образования краски телесного цвета. Составленную краску разжижают в слабом растворе желатина - для нежных тонов, или в растворе столярного клея, наносят широкой кистью на изделие и полируют хвощом. Потом маски и головки окончательно разрисовывают, но не жидкой краской, а сухой кистью с порошком бакана, кармина, ламповой копотью и т.д. и по высыхании покрывают лаком.

Точно так-же можно окрашивать любые изделия из папье-маше указанной выше, или масляной или анилиновой красками. Все они будут держаться одинаково хорошо и лучше, чем на дереве.

Совершенно готовые изделия покрываются прозрачным или цветным лаком.

Кроме мелких предметов, кустарным способом из папье-маше можно изготовлять полы и трубы.


Масса для полов.

Изготовляется смешанием 95 ч. бумажного теста, приготовленного с деревянными опилками, и 5 ч. цемента. На земляной постилке растягивают толстую сетку на которую наносят массу и укатывают её.


Трубы.

Для этой цели нужно сделать деревянную форму, по длине и диаметру равную предполагаемым трубам. Полосы папье-маше погружают в расплавленный асфальт и обертывают вокруг формы: по охлаждении наружная часть трубы покрывается асфальтовым лаком и песком. Деревянная форма вынимается и внутренняя сторона трубы покрывается спиртовым лаком.


Пояснение слов.

Табачная швара - ароматическая добавка в табак.
Гуммиарабик - твёрдая прозрачная масса, выделяемая различными видами акаций. Зарегистрирован в качестве пищевой добавки E414. Вязкая жидкость, затвердевающая на воздухе. Гуммиарабик легко растворяется даже в холодной воде с образованием клейкого слабокислого раствора.
Деревянное масло - оливковое масло низкого сорта.
Киноварь - Самый распространённый ртутный минерал. Имеет алую окраску, на свежем сколе напоминает пятна крови.
Шура, пилите гири! Пилите, Шура, пилите.... Они золотые!

Ответить

Вернуться в «Реставрация, чистка: живопись, металлы, дерево, фарфор и пр..»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и 1 гость